МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 47” г. Калуги
г. Калуга, Калужская область
  • 500+

    «Использование традиционных форм работы для создания ситуации успеха обучающихся в условиях современного урока»

    Здравствуйте, я, Викулова Г. Л. – учитель русского языка и литературы школы №47 г. Калуги.
    Не зря говорят, что новое – это хорошо забытое старое. В практике работы с классами я об этом помню, и весь опыт своей работы проанализировала, систематизировала и, пользуясь теми возможностями, что открывают нам современные технологии, строю работу с детьми таким образом, чтобы им было комфортно на уроках и несложно. Планомерная работа над сочинениями через творческие задания снимает барьер страха перед аттестацией. Главное, что работа начинается с пятого класса… Результативность работы – это высокий уровень обученности и хорошее качество знаний. 

    Начался учебный год, и снова вернулось то волнительное ощущение, когда ты входишь в класс и на тебя смотрят десятки глаз, пытливых, наивных, лукавых, но неизменно верящих тебе, учитель. Дети верят, что мы их научим, мы им поможем, мы будем рядом в трудную минуту испытаний.

    «Воспитание на уроке: методика работы учителя» - методическое пособие, с одним из авторов которого мне посчастливилось встретиться очно на межрегиональном практическом семинаре «Педагогическая мастерская – ищем вместе лучшие способы воспитания на уроке». Это Степанов Павел Валентинович. Удивительным образом получается, что точки соприкосновения одинаковые, потому что практически на любом уроке в школе перед учителем стоит воспитательная задача, которая сводится к тому,   чтобы ученики выросли порядочными, честными людьми, душевно отзывчивыми, с сердцем, открытым добру, миру, людям; чтобы они не были беспамятными, научились ценить жизнь со всеми ее радостями и горестями, умели радоваться жизни. 

    Литература сама по себе хороший воспитатель. Возможности учителя русского языка и литературы безграничны. Задача учителя - воспитание всесторонне развитой и гармоничной личности, свободной, мыслящей, счастливой. Акцент делаю на том, что на уроке должно быть хорошо и комфортно каждому ученику, чтобы был снят некий барьер чувства страха у детей, чьи способности на уровне удовлетворительных, чтобы на уроке у каждого ребенка было доверие к учителю, понимание того, что он не обидит, не проигнорирует и тем более не поставит в неловкую ситуацию. 

    Всё начинается с учителя… Учитель является для детей примером нравственности. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». 
    Использование воспитательных возможностей содержания уроков русского языка и литературы реализуется через подбор соответствующих текстов для чтения и последующего обсуждения.

    Как ни банально, но именно беседа остается важным методом в установлении доверительных отношений на уроке. Когда ученики понимают, что наша задача – помочь им обрести опору и надежду в суровом мире, тогда они доверяют тебе и готовы   к размышлению о мире, о жизни, о себе, опираясь на то, что проверено временем, что мы называем общечеловеческими ценностями. Дети должны понять, что счастье приносит душевное согласие, ощущение внутренней гармонии между тобой и окружающим миром, душевный лад, радостное и светлое восприятие мира – несмотря ни на что. Эту убежденность надо передать ученикам. Только добро, только любовь, только терпимость спасут души от разрушения. И перед учителем появляется новая задача – подготовить через такие беседы детей к экзамену в 9 классе (написать сочинение-рассуждение) и снять страх перед экзаменом, стереть чувство неуверенности. Человек существует в таком сложном и таком хрупком мире. Сменяются эпохи, поколения, но во все времена ценились лучшие качества: ум, доброта, трудолюбие, любовь к детям, совесть, душевность, честность, приветливость и доброжелательность, радушие и гостеприимство. Из них складывается понятие о человеческой порядочности, на многих таких же понятиях строится и выпускное сочинение. Работа начинается с пятого класса. После изучения того или иного художественного произведения детям раздаются одни и те же карточки, где перечислены понятия, о которых надо порассуждать, опираясь на определенный текст. Начинается беседа: Какое из понятий может охарактеризовать героя? Какие его поступки помогают нам охарактеризовать героя? Почему именно на это качество (чувство, черту характера или просто слово) вы обратили внимание и т. д.? Часто беседа выливается в небольшое минисочинение, где учитель проверяет не только знание текста и умение рассуждать, но и дает понять ребенку, что он учится писать экзаменационное сочинение и у него это получается (Молодец!). Очень часто я использую прием – конец урока. Рассуждая на ту или иную тему, учитель будто случайно (на ассоциативном уровне) вспоминает о похожих событиях в другом произведении другого автора и, начав рассказ, прерывает его вместе со звонком. «Так нечестно, нам интересно!!! Чем все закончилось?» Единственное, чем может помочь учитель на данном этапе, - это сообщить автора и название. Так, беседуя об Ассоль, о том, что ее считали ненормальной, я начала рассказ о молодом человеке из произведения А. Куприна (рассказ «Блаженный»). Не все прочитают, но всё-таки многим захочется узнать, как развивались события дальше, и дети пойдут в библиотеку. Это и мотивация к чтению, и повод, чтобы тебя похвалили.

    Из таких уроков мы «взращиваем» свой Список списков, куда вносим названия произведений, прочитанных, обсужденных, тех, что пригодятся на экзамене. Списки хранятся у учителя, и в нужный момент появляются на уроке. 

    И снова обращусь к методическому пособию под редакцией Степанова В. П. Кажется, групповая работа, что может быть нового. Но тем не менее именно в нем я нашла отправную точку для работы с детьми в группах. На пятой странице начинается разговор о ценностях как содержательной основе воспитания. Что важно для любого ребенка, человека? ДОМ. Дом, где его любят и ждут, где ему всегда окажут помощь, где ему комфортно и уютно, где впервые объяснили, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Я сделала карточки для групповой или парной работы на основе материала из данного пособия. И мы стали прорабатывать эти понятия, расселяя «жильцов» по квартирам-окнам. Для самих понятий ищем новые пояснения и строим схемы и т.д. Работа может быть разной.

    Применение на уроке групповой работы или работы в парах учит командной работе и взаимодействию с другими учащимися; появляется необходимость участвовать в работе, практиковать навыки межличностного общения, учиться и учить других (8 - 9 классы, работа по подготовке к сочинению). Так мы проводим интегрированные уроки по развитию речи (русский язык и история (физическая культура, обществознание и т. д.)). И здесь мой девиз: «Учителя-предметники, объединяйтесь!» Ведь прохождение устного собеседования – это слаженная работа всего педагогического коллектива, которая начинается с начальной школы. На данном этапе работы школы необходима интеграция. Это обусловлено тем, что метапредметные связи – залог успеха развития ученика. Наиболее близкий мне предмет в данном случае – это история. Много точек соприкосновения с литературой. И в данном методическом пособии могут найти точку опоры (в казалось бы сложившейся традиционной работе) учителя разных предметов.

    Творческое задание как вариант домашней работы. Выполнение такого задания требует от ученика воспроизведения полученной ранее информации в форме, определяемой учителем, и позволяет проявить сильные стороны своей личности. Творческое задание – стимул получить оценку «5» или «4». Удовлетворительную оценку учитель ставит только по желанию ученика. Для слабого ученика – это победа. Его успех. Снова появляется уверенность, что мне многое по плечу. И пусть эта «пятерка» потом затеряется среди обычных для него низких оценок, но она была. Часто говорят, что часть работы делают родители, но ведь им надо объяснить, что требует учитель, а это значит, что ребенок «был» на уроке, слушал и слышал! Задания разные: отобразить в рисунке лексическое значение слова, вырастить дерево однокоренных слов, действительные и страдательные причастия в рисунках, портрет цветов, пейзажные зарисовки, инструкции и рецепты, карты и др.  
    В сборнике «Воспитательный потенциал урока» есть моя статья с иллюстрациями, где более подробно идет речь о том, какие формы работы я использую.
    Установление доверительных отношений между учителем и учеником через игровые формы обучения способствует развитию ценностных ориентиров личностного и социального развития ребёнка (5 – 7 классы).

    Прижилась в школе игра из детства «Города». Не менее популярная игра «Аукцион». Та же викторина, но оформлена в другом формате, нетипичном. 
    Ролевая игра – разыгрывание участниками заданных ролей. 

    Цель применения разная – результат действенный (возникновение интереса к уроку, раскрепощение, ожидание чего-то необычного и т. д.).
    Дифференцированный подход обязателен как в работе на уроке, так и в выполнении домашних заданий, например:        
    •    стихотворение наизусть – по желанию (самодиктант);
    •    несколько упражнений разной степени сложности на выбор;
    •    устный пересказ текста (по какому-либо упражнению);
    •    творческое задание;
    •    сообщение на определенную тему;
    •    составление тестовых заданий;
    •    подготовка словарных диктантов на определенное правило;
    •    иллюстрация к правилу;
    •    приготовление карточек;
    •    изготовление дидактических пособий (проект поДАрок); 
    •    работа с текстом по определенному заданию и т. д.

    Задача учителя – создание комфортного психологического климата на уроке и доброжелательных отношений. В работе (какие бы современные методы и приемы  не применял учитель) главное помнить об ученике, и тогда дети будут «открыты» для общения и уверены в своих силах. 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie